Статьи

Кто такой дефектолог и чем он занимается

Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.

Дефектологи подразделяются на несколько специализаций:
  • дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог — воспитание и обучение детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог — воспитание и обучение детей с недостатками зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог — воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим — определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, но основными из них остаются следующие:
  • проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
  • планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
  • ведение первичной документации;
  • взаимодействие с родителями, их консультирование.

Опытный дефектолог способен:
  • быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий;
  • работать с дошкольниками и школьниками по любой программе, успешно организуя учебное пространство;
  • учить читать и писать нетрадиционными методами;
  • сформировать четкое произношение и корректировать дефектное;
  • проводить интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсорики;
  • работать с разными возрастными категориями по индивидуальной программе.

Советы родителям:
  • не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
  • самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
  • помните, плохое чтение ведет к безграмотности. А если нет грамотного языка, то нет и мысли.

Обучение речи — достаточно долгий и кропотливый процесс. Дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.