Как выявить задержку речевого развития и задержку психоречевого развития у детей 3, 4, 5, 6 лет и как лечить?
В 1 год ребенок должен не только произносить до 10 облегченных слов, но и знать названия нескольких хотя бы самых простых предметов, например, «сок».
В 2 года ребенок должен строить не только фразы, но и короткие предложения, использовать местоимения и прилагательные. Словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
В 2,5 года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, стоить более осмысленные обороты речи.
В 4 года ребенок должен говорить грамматически правильно построенными фразами, строить сложные предложения, употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы.
В 5 лет ребенок должен говорить практически как взрослый, правильно произносить все буквы и словосочетания, пересказывать текст.
Причины ЗРР и ЗПРР могут быть следующие:
- Повышенное внутричерепное давление(гидроцефалия) – очень распространенное заболевание, при обострении может вызвать новые проявления болезни, в том числе ЗПРР и ЗПР (задержка психического развития).
- Родовая травма – чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов.
- Перинатальная патология ЦНС – обширная группа заболеваний, в которую объединяют повреждения головного мозга разными факторами.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития (ЗРР)?
- Дефектологи – не раньше, чем с 2-х летнего возраста. Помогают развивать ребенку внимание, память, мышление и моторику.
- Логопеды – чаще всего занятия начинают с 4-х лет. Учат правильно «поставить» звуки, составлять предложения и грамотный рассказ (не путайте с лечением).
- Неврологи. Выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к ЗРР в основном с использованием ноотропных препаратов.
- Рефлексотерапевты. Используя метод микротоковой рефлексотерапии, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставания? Индивидуальные особенности укладываются как правило в 2-4 месяца. Но если ребенок в 2,5 года не говорит фразами – это однозначно замедление темпов речевого развития.
Если Вы заметили, что темпы речевого развития Вашего ребенка в корне не соответствуют возрастной группе, не медлите – срочно обратитесь к специалистам