Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.
Дефектологи подразделяются на несколько специализаций:
дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
дефектолог-сурдопедагог — воспитание и обучение детей с недостатками слуха;
дефектолог-тифлопедагог — воспитание и обучение детей с недостатками зрения;
дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
дефектолог-олигофренопедагог — воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим — определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, но основными из них остаются следующие:
проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
ведение первичной документации;
взаимодействие с родителями, их консультирование.
Опытный дефектолог способен:
быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий;
работать с дошкольниками и школьниками по любой программе, успешно организуя учебное пространство;
учить читать и писать нетрадиционными методами;
сформировать четкое произношение и корректировать дефектное;
проводить интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсорики;
работать с разными возрастными категориями по индивидуальной программе.
Советы родителям:
не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
помните, плохое чтение ведет к безграмотности. А если нет грамотного языка, то нет и мысли.
Обучение речи — достаточно долгий и кропотливый процесс. Дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.